VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Естественная монополия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000043
Тема: Естественная монополия
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ	5
1.1. Эволюция понятия естественной монополии в экономической теории	5
1.2. Сущность понятия «естественная монополия»	9
1.3. Причины и границы регулирования естественных монополий	11
ГЛАВА 2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ	17
2.1. Роль естественных монополий в российской экономике	17
2.2. Железнодорожный транспорт России	18
2.3. ОАО «Российский железный дороги»: путь реформ	19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ	22
3.1. Необходимость и пути реформированию естественных монополий	22
3.2. Реформирование ОАО «РЖД»	23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	31

Введение
     В России естественные монополии занимают значимое положение для обеспечения устойчивого развития экономики. Помимо того, что они производят большую часть ВВП, естественные монополии играют важную роль в решении социальных вопросов.
    Данный вид монополии, занимающий привилегированное, особое положение на рынке, определяется особенностями производства, которое может быть крайне дорогим. Естественная монополия, как правило, единолично обладает необходимыми ресурсами, производительными мощностями или исключительными технологиями. В большинстве случаев это крупные развитые инфраструктуры, повторное воссоздание которых представляется экономически не выгодным (как пример – электросети, теплосети, топливные трубопроводы, железные дороги).
    Почти во всех странах, естественную монополию как раз и относят к предприятиям общественного пользования, то есть к таким, без которых невозможно функционирование инфраструктуры целой страны. Также, для подобных монополий характерен высокий порог вхождения в отрасль.
     В течение многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования деятельности естественных монополий, построенные преимущественно на принципах прямого контроля с использованием механизмов ценового и неценового регулирования. В настоящее время эти методы уже не работают в полной мере. Это находит свое проявление в снижении эффективности деятельности естественных монополий, их слабой восприимчивости к инновациям, ухудшении качества предоставляемых услуг.
     Все это послужило причиной проводимых реформ естественных монополий. В России реформирование естественных монополий началось в конце 90-х гг. и продолжается до сих пор.
     Требуется особое внимания к реформированию естественных монополий и поиску соответствующих мер государственного регулирования их деятельности, что и определяет актуальность представленной курсовой работы.
     Цель данной курсовой работы – обобщить научные знания по проблеме естественных монополий, выделить и раскрыть способы регулирования, проследить пути реформирования на современном этапе.
     Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
     - проанализировать литературу по теме: «естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования»;
     - определить сущность понятия естественная монополия в рамках современной теории;
     - исследовать историческое развитие понятия естественных монополий;
     - выявить роль естественных монополий в экономике России;
     - изучить состояние естественных монополий на современном этапе;
     - проанализировать и систематизировать существующие подходы к проблеме взаимодействия государства и естественных монополий;
     - выделить современные проблемы реформирования;
     - рассмотреть последствия реформирования естественных монополий в России.
Глава 1. Концептуальные основы современной теории естественной монополии
1.1. Эволюция понятия естественной монополии в экономической теории
     Теория естественной монополии как часть экономической теории начинает развиваться примерно с 60-х годов 20-го века, однако реальный опыт гармоничного существования этого феномена в рыночной экономике вырабатывался с середины 19 века.
     Впервые понятие «естественная монополия» было применено Антуаном Огюстеном Курно в 1838 году при исследовании ситуации установления контроля за использованием природных ресурсов. Он приводит пример собственника источника, который обладает возможностью контролировать потребление воды населением, проживающим ниже по течению реки. Спустя десять лет, в 1848 году Джон Стюарт Милль определил разницу между искусственной и естественной монополией: первая создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение будет способствовать росту национального богатства. В отличие от нее естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и закона.1
     По мере углубления процессов реформирования естественных монополий их классическая трактовка в категориях несовершенной конкуренции претерпевает существенные изменения, приобретая все более сложную структуру. До сравнительно недавнего времени естественной монополией называлась фирма, средние издержки которой являются убывающей функцией объема продаж (выпуска) при любых их уровнях вплоть до полного насыщения рыночного спроса. Иными словами, существование естественной монополии экономически оправдано минимизацией общественных издержек.
     Согласно неоклассической традиции, естественная монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции, при которой имеются рынки, где конкуренция нежелательна или даже невозможна. Главным фактором «естественности» такого монополизма выступает возрастающая отдача от масштаба. Минимизация общественных издержек достигается за счет того, что валовые издержки оказываются меньше, если вся продукция производится одной фирмой.
     Фактор экономии от масштаба абсолютно значим для монопродуктовых монополий (например, в области газо-, тепло-, и водоснабжения нерационально строить конкурирующие трубопроводы). В случае многопродуктовой естественной монополии действует фактор экономии от разнообразия, когда производства комплекса продуктов или услуг на единственном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из них на специализированном предприятии (например, в железнодорожном транспорте невозможно существование раздельных путей для грузо- и пассажироперевозок). В современной экономике сфера деятельности многопродуктовых монополий гораздо шире, чем монопродуктовых, поэтому значимость главного в соответствии с неоклассической теорией фактора экономии от масштаба постепенно снижается.2
     Одним из важнейших отличительных признаков монополий вообще и естественной монополии в частности – наличие высоких барьеров для входа новых фирм в отрасль, при которых обществу действительно выгоднее иметь лишь одну фирму. «Высота» упомянутых барьеров определяется объемом инвестиций, необходимых для создания инфраструктурной сети. При этом вложения в инфраструктуру всегда менее привлекательны для инвесторов, чем в другие сферы экономики, что обусловлено длительными сроками окупаемости, высоким уровнем рисков и продолжительным периодом амортизации основных фондов, а также наличием многочисленных регулирующих органов в данной сфере деятельности.
     Следовательно, трактовка естественной монополии в категориях несовершенной конкуренции не исчерпывает всех аспектов анализируемого понятия и должна быть дополнена рядом признаков, отличающих естественную монополию от обычной. Прежде всего, речь идет о таком важном признаке естественной монополи, как отсутствие близких субститутов ее продукции. С точки зрения покупателя это означает, что приемлемых альтернатив не существует и приходится приобретать продукт у монополиста по тем ценам, которые он диктует. Невозможность замены товаров и услуг естественных монополий на равноценные делает спрос на эту продукцию неэластичным по цене товара. Именно подобная неэластичность позволяет получать монопольный доход, обусловленных не ростом эффективности, а произвольным завышением цен и тарифов. И, видимо, в данном случае не обойтись без прямого государственного регулирования.
     В некоторых определениях естественной монополии на передний план выдвигаются общественная важность блага, соображения экономической выгоды для государства и населения, а также национальной безопасности. Конечно, сама идея естественного монополизма исходит из необходимости исключений из правил конкуренции, но фактор общественной значимости может действовать только в отношении определенного круга товаров и услуг. Некоторые предприятия могут быть защищены от конкуренции по политическим мотивам для гарантирования стабильной доходности услуг, важных с позиции общественных интересов. Это особенно актуально для естественных монополий на местном уровне.
     Представители институционального направления в экономической теории определяют понятие естественной монополии с точки зрения контрактов и трансакционных издержек. Для институционализма важен не собственно нормативный подход к сущности понятия, а динамика трансформации соответствующего сектора экономики. Как правило, в естественно монопольную среду предлагается внедрять элементы контролируемых конкурентных отношений. Опыт ряда стран мира, осуществлявших реформирование естественных монополий, свидетельствует о снижении привлекательности новых структур для пользователей именно в силу того, что в результате сопровождавшего вертикальную дезинтеграцию крупных компаний дробления монополии на отдельные хозяйствующие субъекты увеличивались трансакционные издержки, и повышалась стоимость оказываемых услуг.
     В последние годы в научной и деловой литературе прочно укоренилось понятие инфраструктурной отрасли как синонима естественной монополии. Проблемы реструктуризации и реформирования естественных монополий действительно связаны именно с их инфраструктурной составляющей. В институциональной структуре большинства естественных монополий можно вычленить несколько принципиально отличающихся по своей природе элементов. Во-первых, это собственно материальные транспортные сети, по которым продукт поставляется потребителю (рельсы, трубы, линии электропередачи и т.п.). Во-вторых, операции или иная специфическая деятельность по эксплуатации этих сетей (системные операторы, диспетчеризация и пр.). В-третьих, рынки, на которых происходит согласование спроса и предложения по услугам инфраструктурной сети. В-четвертых, собственно производство товаров и услуг предприятиями, входящими в состав естественной монополии. Как можно увидеть, три из четырех названных элементов выступают непосредственной частью производственной инфраструктуры.
     В инфраструктурных отраслях принято выделять две вертикально объединенные стадии: создание продукта и сетевое обслуживание. Традиционно они рассматривались как носители фундаментального свойства естественной монополии, когда функции издержек таковы, что при всех существующих уровнях спроса производство одной фирмой обходится дешевле, чем конкуренция между двумя или более фирмами. В последнее время под влиянием технических и технологических новшеств, позволяющих создавать независимые предприятия, действующие на конкурентной основе, подобные представления применительно к стадии производства стали «размываться». При этом сетевая стадия, как правило, продолжает оставаться монопольной, а значит, появляется возможность поддержания «своего» производителя и дискриминации остальных. В таком случае теряется выгода от конкуренции на стадии производства, а прибыль на монопольной сетевой стадии будет увеличиваться за счет общества.3
     
1.2. Сущность понятия «естественная монополия»
    Понятие «естественная монополия» впервые было применено к ситуации установления контроля за использованием природных (естественных) ресурсов (откуда и пошло название). Это явление исследовал в 1838 г. А. Курно, приведший пример собственника источника, способного контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению. Спустя десять лет, в 1848 г. Дж. Милль определил разницу между искусственной и естественной монополией: первая создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение будет способствовать росту национального богатства. В отличие от этого естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и закона.
    Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. 
    В отраслях формирования естественных монополий оптимальный размер предприятия больше реального размера рынка. Поэтому чем больше компания, чем ближе она к 100% - процентному охвату рынка, тем ближе ее размер к оптимальному и, следовательно, тем ниже издержки. Вот эти-то рекордно низкие издержки и служат естественным экономическим барьером для всех, стремящихся к вторжению в отрасль. 
    В основе естественной монополии - особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Которые собственно говоря и делают производителя монополистом. 
    Одной из причин возникновения и существования естественной монополии является получение одной фирмой столь значительной экономики от масштаба производства и экономической прибыли, что наличие нескольких конкурирующих фирм нецелесообразно. Одна фирма удовлетворяет рыночный спрос, и при его величине не наступает снижение отдачи от масштаба.
    Естественные монополии выполняют важные функции в российской экономике: системообразующую, инфраструктурную, бюджетообразующую, затратообразующую, стабилизационную и социальную. От их состояния зависит место России на мировых рынках энергоресурсов, конкурентоспособность ее продукции перспективы экономического развития страны. В то же время российские естественные монополии функционируют в специфической макроэкономической и институциональной среде, определяющей особенности их функционирования, развития и реформирования.
     Главное отличие естественной монополии от обычной заключается в том, что на протяжении всей кривой спроса кривые предельных и средних издержек долгосрочного периода имеют отрицательный наклон. Определение оптимальных объемов производства естественной монополии представлено на рис. 1.4
     
Рис. 1
     
     Из графика видно, что максимум прибыли естественная монополия достигает при объеме производства  и цене .
     При этом сама прибыль составит площадь прямоугольника , или . Чистые потери общества равны площади фигуры . Так как цена естественной монополии существенно выше предельных издержек, а объем производства значительно ниже, чем в условиях совершенной конкуренции , эти потери представляют внушительную величину.
     
1.3. Причины и границы регулирования естественных монополий 
    Наличие естественной монополии создает определенную дилемму: общество может выиграть от производства продукции с более низкими затратами, чему может способствовать наличие единственной фирмы в отрасли, но в то же время эта фирма, пользуясь своим монопольным положением, имеет возможность устанавливать более высокие цены и изымать часть излишка потребителей. Задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных цен. 
    Регулирование естественных монополий может проводиться в разной форме - от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли при одновременном отказе от вмешательства в оперативное управление фирмы (об альтернативных методах регулирования естественных монополий см. раздел 3). Для выбора конкретного метода регулирования недостаточно одного только установления факта субаддитивности затрат. Органы регулирования должны знать, в какой степени потребители продукции зависимы от монополии, какова динамика спроса на продукцию, имеются ли близкие ее заменители и т. д. К тому же на практике часто бывает сложно оценить как наличие субаддитивности у функции затрат (поскольку речь идет об альтернативных, а не о бухгалтерских затратах), так и объем спроса, начиная с которого это свойство больше не выполняется (см. рис. 5, 6). Органам регулирования в своей практической деятельности сначала надо определить объект, задачи и границы (момент прекращения или смягчения) регулирования. Обсудим некоторые связанные с этим проблемы. 
    Считается, что потребители в наибольшей степени зависимы от монополии, если: 
    - производится товар (услуга) первой необходимости, т. е. спрос неэластичен; 
    - имеется физическая связь между потребителями и поставщиком (провода, трубы и т. п.).
    Примерами такого рода товаров (услуг) могут служить снабжение электроэнергией, газом и водой, канализация, проводная телефонная связь, железные дороги, нефтепроводы. Однако идентифицировать естественную монополию по двум указанным признакам, а тем более определить, есть ли потребность в ее регулировании, достаточно сложно.5
    Наличие возрастающей отдачи от масштаба, неэластичного спроса и физической связи между поставщиками и пользователями - все это не может служить достаточным основанием для регулирования. Ряд услуг, перечисленных выше, имеют близкие заменители. Проводная телефонная связь в определенной степени может быть заменена сотовой или немобильной беспроводной. Путешествие или перевозка грузов по железной дороге могут быть заменены услугами автомобильного или авиатранспорта. Конечно же, технические возможности такой замены ограничены и различаются между странами и регионами одной страны. Количество сотовых телефонов в Скандинавских странах, например, позволяет считать их реальными заменителями проводной связи. Железнодорожный транспорт в сравнительно небольших государствах может иметь сильного конкурента в виде автомобильного транспорта. Аналогично, если речь идет о пригородном железнодорожном сообщении, автобусы могут создать реальную конкуренцию на отдельных направлениях. Потенциальная или реальная конкуренция необязательно снимает необходимость регулирования, но может привести к изменениям в его характере и степени жесткости. 
    Еще одна проблема связана с тем, что предприятие, предоставляющее услуги как естественная монополия, как правило, занимается и другими видами деятельности, работая на потенциально или реально конкурентных рынках товаров или услуг. Эти рынки часто считаются частью естественной монополии, так что в итоге наличие естественной монополии трактуется слишком широко. В частности, когда речь заходит о наиболее крупных предприятиях - естественных монополистах в России, - обычно называются "Газпром", "ЕЭС России" и железные дороги. Однако доля товаров и услуг, производимых в условиях естественной монополии, в общем объеме производимых товаров и оказываемых услуг этими компаниями незначительна. 
    Газопроводы действительно являются естественной монополией, но добыча, переработка и продажа газа вполне могут осуществляться на конкурентной основе. Аналогично, производство электроэнергии не является естественной монополией, к ней относится только передача электроэнергии. Конкуренция на рынке пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок в принципе может быть достаточно высокой, в то время как путевое хозяйство, его обслуживание и организация движения действительно представляют собой естественную монополию. В ряде стран (например, в Норвегии) потребители могут самостоятельно выбрать поставщика электроэнергии. Этот рынок высококонкурентен, в результате чего цены достаточно низки и имеется тенденция к их понижению. Собственно система передачи электроэнергии регулируется государством и изолирована от производителей и поставщиков энергии. Производители и поставщики заключают сделки непосредственно друг с другом, а затем заключают договор на обслуживание с предприятиями, владеющими системами передачи энергии. 
    Предприятиям - естественным монополистам - часто выгодно введение государственного регулирования. Государство явным или неявным образом выдает лицензию на определенные виды деятельности этих предприятий, гарантируя тем самым их монопольное положение и снимая угрозу потенциальной конкуренции. Сохранение своего монопольного положения не только на рынке естественной монополии, но и на ряде смежных предприятий объясняют заботой о потребителях, необходимостью снижения цен, своей стратегической значимостью для экономики страны. На практике, однако, цены остаются достаточно высокими и снижаются только в результате административного давления государственных органов. Предоставление гарантий снабжения газом и электроэнергией имеет больше отрицательных, чем положительных сторон, что видно на примере деятельности "Газпрома" и "ЕЭС России". Две эти компании генерировали мощный поток неплатежей в экономике, поставляя газ и электроэнергию часто без всякой надежды на их оплату со стороны потребителей. Безусловно, будет большим преувеличением сказать, что, поступая подобным образом, компании действовали исходя из "государственных интересов" и в ущерб себе. Неплатежи потребителей компенсировались льготами со стороны государства, в том числе в виде отсрочек по уплате налогов. Обе компании в большей степени ориентировались на поиск ренты, чем на поиск прибыли. Непринятие кардинальных мер по реструктуризации этих отраслей только усугубляет экономические проблемы страны.6
    Регулирование естественных монополий должно быть гибким и соответствовать этапу развития отрасли и происходящим в ней технологическим изменениям. Принято выделять четыре этапа развития отраслей, предоставляющих коммунальные и общественные услуги (железные дороги, водопровод и т. д.), которые в основном и являются естественными монополиями. Как правило, первым называют период рождения отрасли, на втором этапе имеет место быстрый рост, третий этап - это период стабильности и зрелости отрасли. На четвертом этапе происходит сдвиг в сторону конкуренции и потребность в регулировании исчезает. Естественная монополия имеется только на первых трех этапах, когда существует значительная отдача от масштаба. На первых двух этапах регулирование способствует развитию отрасли, на третьем и четвертом часто пытается защитить предприятие-монополиста от возможной конкуренции. В этом случае и возникает потребность в дерегулировании. 
    У. Шепард выделяет следующие критерии, которым должна соответствовать отрасль как объект регулирования.7
    1. Наличие значительной возрастающей отдачи от масштаба, что, собственно, и создает естественную монополию. 
    2. Существенные различия в эластичности спроса у разных групп потребителей, причем спрос одной или нескольких групп должен быть низкоэластичным. 
    3. Регулярные изменения объемов производства, что приводит к колебаниям затрат на производство во времени. 
    4. Физическая связь поставщиков с потребителями, которые не могут быстро и относительно дешево сменить поставщика. Поставщики могут контролировать использование своих товаров (услуг) потребителями и способны предотвратить перепродажу этих товаров (услуг). 
    Если какие-либо из этих критериев не выполняются, регулирование может быть ослаблено или снято. С другой стороны, даже выполнение всех четырех условий одновременно не должно приводить к автоматическому введению регулирующих процедур - требуется внимательное изучение каждого конкретного случая регулирования. 
    К названным четырем критериям, выполнение которых означает наличие возрастающей отдачи от масштаба и возможностей для проведения политики ценовой дискриминации, ранее учитывались также еще два условия (критерия). Согласно первому из них, товар (услуга) должны быть предметом первой необходимости, второй критерий предполагал высокую долю основных средств в общих активах отрасли. В США оба эти критерия больше не применяются для определения отраслей, подлежащих регулированию. Причина состоит в том, что целый ряд отраслей, соответствующих этим критериям, на самом деле являются конкурентными. Использование же указанных критериев для целей регулирования только сдерживало развитие конкуренции в этих отраслях.
Глава 2. Естественные монополии в России
2.1. Роль естественных монополий в российской экономике
     Российские естественные монополии имеют ряд особенностей:
     а) по происхождению эти монополии были скорее искусственными, то есть администрируемыми, чем естественными. Поэтому только отдельные сегменты внутри таких компаний в строгом смысле слова можно отнести к так называемому «естественно монопольному ядру»;
     б) такие монополии нередко осуществляют « выход за пределы кривой спроса», накапливая неплатежи;
     в) естественные монополии часто практикуют отключение доступа отдельных потребителей и групп потребителей к получаемому благу. При этом не всегда страдают недобросовестные покупатели, задерживающие платежи;
     г) характерным признаком некоторых естественных монополистов является их формальная «убыточность».
     Российские монополии создавались в период переходных процессов в экономике страны, создавались в условиях бесконкурентной среды; они были созданы административным путем в централизованно управляемой системе, в рамках государственного управления, в отсутствии рыночных отношений.
     В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают две главные естественные монополии – «Газпром» и ОАО «РЖД». Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, близких им по типу, таких как «Транснефть», министерство атомной энергетики, «Сбербанк», а также локальные монополии типа водоканалов, аэропортов и т. п., но они вызывают интерес не столь часто.
     Три вышеуказанные монополии составляют важную часть государственного сектора, и всей российской экономики.
     Значимость двух крупнейших монополий («Газпром», ОАО «РЖД») возрастает в разы в связи с огромными возможностями этих монополий в формировании бюджета России, роста инвестиций, темпов роста прибыли. Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП; 20,6% инвестиций; 16,2% прибыли; 18,6% налоговых доходов.
     Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек – в правительстве, с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.8
     
2.2. Железнодорожный транспорт России
    Российские железные дороги занимают ведущее место в мировой транспортной системе и доминируют в транспортной системе страны. По протяжённости железнодорожных линий Россия занимает второе место после США; по объёмам перевозок грузов – третье место после США и Китая; по перевозкам пассажиров – третье после Китая и Японии.
    Эксплуатационная длина российских железных дорог – 86,2 тыс. км. На предприятии отрасли работает более 1,3 млн. человек.
    На долю железнодорожного транспорта приходится почти 40% общего грузооборота и 35% пассажирооборота. По объёму грузооборота железнодорожный транспорт уступает лишь трубопроводному, по объёму пассажирооборота превосходит остальные виды транспорта. 
    На железнодорожный транспорт приходится 28% объёма инвестиций, осуществляемых в отраслях транспортного комплекса. Однако объёмы инвестиций не позволяют обеспечить расширенное воспроизводство.
    Железнодорожный транспорт – субъект естественной монополии. Тарифы на его услуги подлежат государственному регулированию. Пассажирские перевозки являются убыточными и дотируются непосредственно из бюджетов или косвенно, посредством перекрёстного субсидирования. При перекрёстном субсидировании убытки организаций железнодорожного транспорта, возникшие вследствие применения низких тарифов на пассажирские перевозки, компенсируются применением завышенных тарифов на перевозки грузов. Сейчас платой за проезд компенсируется 1/5 расходов по содержанию и эксплуатации пассажирского железнодорожного транспорта общего пользования при пригородных перевозках. При перевозках пассажиров поездами дальнего следования за счёт платы за проезд компенсируется 55% таких расходов. Из-за этого снижаются стимулы организации железнодорожного транспорта к увеличению объёма и повышению качества услуг по перевозке пассажиров, увеличивается доля транспортной составляющей в структуре себестоимости промышленной и других видов продукции. Масштабы перекрёстного субсидирования сокращаются.
    В России проводится реформа железнодорожного транспорта, направленная на повышение его эффективности и инвестиционной привлекательности. Железнодорожный транспорт подлежит акционированию.
    Предусматривается создание условий для увеличения числа независимых перевозчиков. Развитие конкуренции между организациями железнодорожного транспорта должно способствовать повышению качества предоставляемых услуг и снижению их стоимости.9
     
2.3. ОАО «Российский железный дороги»: путь реформ
     Железнодорожный комплекс исторически имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы и самым доступным транспортом для миллионов граждан. Без четкой работы железнодорожного транспорта невозможна стабильная деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны.
     Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" является одной из самых крупных в мире (входит в тройку лидеров) железнодорожных компаний с огромными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.
     ОАО "РЖД" учреждено Правительством РФ – постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
     Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.
     Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
     ОАО "РЖД" перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ОАО "РЖД" работают 1 300 000 сотрудников.10
     Виды деятельности: грузовые перевозки; пассажирские перевозки в дальнем сообщении; пассажирские перевозки в пригородном сообщении; предоставление услуг инфраструктуры; предоставление услуг локомотивной тяги; ремонт подвижного состава; строительство объектов инфраструктуры; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; содержание социальной сферы.
     Стратегические цели компании: увеличение масштаба транспортного бизнеса; повышение производственно-экономической эффективности; повышение качества работы и безопасности перевозок; глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему; повышение финансовой устойчивости и эффективности.
     Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира - эксплутационная длина – 85,2 тыс. км.
     ОАО "РЖД" занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий – 42,9 тыс. км.
     ОАО "РЖД" обеспечивает 39% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 41% пассажирооборота.
Глава 3. Проблемы и перспективы естественных монополий в России
3.1. Необходимость и пути реформированию естественных монополий
     В связи с тем, что каждая монополия имеет свою историю создания, специфику деятельности, пути развития, к каждой из них должен быть применен в период реформирования свой подход – индивидуальный.
     В настоящее время в России сложилось два альтернативных подхода к реформированию естественных монополий.
     Сторонники первого подхода считаю наличие конкуренции не только главным условием, но и критерием эффективности деятельности всей экономики. Предлагается отделение транспортных сетей, сохраняющих монопольное положение. При этом монопольное положение сохраняется от производства до транспортных услуг.
     Второй подход предусматривает конкуренцию только после учета издержек на производство, поскольку разукрупнение компаний (РАО «ЕЭС») может привести не к формированию здоровой конкуренции, а к образованию многочисленных посредников, росту издержек, повышению тарифов, снижению инвестиций.
     Критерием здесь может стать оцененная стоимость реформируемой компании до и после реструктуризации компании: если эффективность работы компании вырастет (увеличится прибыль, будет обеспечен рост уровня зарплаты, появятся финансы для инвестиций, снизится цена товара, будет обеспечен экономический рост), то намеченная идеология реформирования – оправдана.
     Важным элементом реформирования монополий сегодня может стать мощное развитие государственно-частного партнерства, дальнейшее укрепление здоровой конкуренции российской экономики, повышение эффективности производства.
     На сегодня вопросы реформирования естественных монополий решаются «точечно», нет единой методологии, подходов, что приводит к столкновению интересов разных групп населения и созданию очагов социального направления.
     Стабилизация, рост темпов производства, рост уровня зарплаты, рост инвестиций – это и есть задача реформирования естественных монополий и не только их самих, но и всех тех, кто потребляет их товар (газ, нефть, топливо, электроэнергию, перевозки).11
     Анализ реформирования одной из главнейших монополий России (ОАО «РЖД») даст мощную базу для совершенствования систем управления, как и в целом, экономика России, так и отдельных отраслей народного хозяйства.
     Здесь должны присутствовать вновь созданные системы управления, новые технологии, участие (заинтересованное) государства и политическая воля руководства страны.
     
3.2. Реформирование ОАО «РЖД»
     Разговоры о необходимости реформ железнодорожной отрасли начались практически одновременно с началом рыночных преобразований в России.
     Железнодорожная отрасль всегда была становым хребтом российской экономики. Понятно, что в условиях отсутствия избыточности транспортной инфраструктуры (в отличие от США и ряда стран Европы), железные дороги имеют не только транспортное, но и стратегическое значение для сохранения целостности и управляемости страны. Но это отнюдь не означает их автоматическую экономическую эффективность. Тем более что столь громоздкая, неповоротливая и забюрократизированная структура, да еще никому не подотчетная, является отличным «омутом» для различного рода финансовых махинаци.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44